Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление - это умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. Это способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
С заданиями на развитие функциональной грамотности можно познакомиться на следующих платформах и сайтах:
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования: Институт стратегии развития образования РАО.
- Федеральный электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Российская электронная школа: РЭШ.
- Открытые задания PISA. Федеральный институт оценки качества образования: ФИОКО. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».
- Цифровой сервис для формирования и развития функциональной грамотности учеников 5 – 9 классов. Издательство «Просвещение».
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7 – 9 классов). ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
- Диагностика читательской грамотности (2 – 3 классы) и критического мышления (4 – 5 классы) на платформе УЧИ.РУ.
- Учебно-методические материалы по финансовой грамотности. Образовательные проекты ПАКК: Финансовая грамотность.
- Цифровая школа Оренбуржья - цифровой образовательный контент по всем школьным предметам, охватывающий образовательную программу с 1 по 11 классы (видеоролики с объяснением темы – до 15 минут, тестовые задания, материалы для закрепления пройденных тем и организации самостоятельной работы школьников).
Дополнительные материалы по функциональной грамотности
- Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования.
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов "Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности" (Москва, ВШЭ).
- Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников.
- Функциональная грамотность в современном образовании.
Материалы по функциональной грамотности:
- Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России).
- Повышение качества образования через достижение новых образовательных результатов. Материалы площадки августовского совещания.
- Национальные и международные исследования качества.
- Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022.
- Читательская грамотность.
- Естественно-научная грамотность.
- Математическая грамотность.
- Финансовая грамотность.
Презентации:
- Глобальные компетенции.pptx
- Формирование естественно-научной грамотности.pptx
- Формирование математической грамотности.ppt
- Формирование финансовой грамотности.pptx
- Формирование читательской грамотности.pptx
- Формирование креативного мышления.pptx
Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности
- Яндекс Учебник Марафон по функциональной грамотности.
- Интенсив Я Учитель 3.0.
- Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности.
- Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар).
- Электронный учебник по финансовой грамотности.
- Персональный навигатор по финансам.
- Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования».
Мероприятия